История предприятия

    

Производственное объединение «Полет» создано 24 июля 1941 года на базе московских эвакуированных авиазаводов №№ 156 (ныне ОАО «Туполев») и 81 (ныне ОАО «Тушинский машиностроительный завод») и омских заводов: автосборочного им. Коминтерна №6, завода автоприцепов и авиационных мастерских ГВФ (скачать фрагмент книги «Высота «Полета»  об истории завода в годы Великой Отечественной войны).

Первым директором объединения был назначен летчик, Герой Советского Союза (Золотая Звезда Героя СССР №1) Анатолий Васильевич Ляпидевский. В 1941-1943 годах на заводе работало опытно-конструкторское бюро крупнейшего отечественного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. В числе специалистов КБ был будущий основоположник советской практической космонавтики Сергей Павлович Королев.

За годы Великой Отечественной войны на омском «Полете» было  изготовлено 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей Як-9. Полетовские самолеты участвовали во всех крупнейших  битвах, в том числе на Курской дуге и во время взятия Берлина. На омских Яках сражались французские летчики из прославленного полка «Нормандия-Неман». 

После войны предприятие продолжило выпуск авиационной продукции.

С июля 1949 года по август 1955 года на «Полете» производили лучший реактивный бомбардировщик того времени Ил-28 (произведено 758 самолетов). Быстрый технический рост и успешное освоение заводом реактивного бомбардировщика позволили Совету министров СССР выпустить постановление об организации серийного производства на Омском заводе первого  гражданского реактивного самолета Ту-104. Внедрение в серию начато в январе 1955 года. За период производства с 1955 по 1960 годы выпущено 54 самолета для Аэрофлота, 4 – для авиалиний ЧССР, 3 – по заказу  МО СССР.

Андрей Николаевич Туполев

Сергей Павлович Королев

    

 В 1958 году государственной комиссией завод выбран для производства баллистических ракет. Тем самым «Полет» открыл ракетно-космическую эпоху своей истории. С 1958 года на предприятии развертывается серийное производство одноступенчатых баллистических ракет средней дальности Р-12 (8К63) и Р-12У (8К63У). Это потребовало от Омского завода полного технического перевооружения, создания новых цехов, отделов, испытательных стендов и контрольно-испытательных станций, освоение и внедрение новых технологических процессов. Первый пуск Р-12 произведен с полигона Капустин Яр в апреле 1959 года. Всего изготовлено более 500 ракет Р-12. Начиная с 1961 года, ПО «Полет» начинает выпускать двухступенчатые межконтинентальные баллистические ракеты Р-16 (8К64) и Р-16У (8К64У). Выпущено около 330 ракет. В 1963 году  освоено серийное производство двухступенчатых межконтинентальных баллистических ракет РС-10 (МБР 8К84). Первый пуск состоялся 20 октября 1968 года с шахтной пусковой установки космодрома Байконур. На вооружении комплекс находился с июля 1967  по 1990 годы.

     С 1968 года развернуто производство ракеты-носителя  легкого класса «Космос-3М», которая стала самой надежной в своем классе. Полетная надежность ракеты-носителя составляет 97%. Более 750 раз ракета-носитель «Космос-3М» успешно выводила на эллиптические и круговые орбиты космические аппараты как по советским, так и по международным программам. С полигона Капустин Яр и с космодрома Плесецк были произведены запуски спутников Индии, Франции, Швеции, США, Мексики, Германии, Италии, Великобритании и Китая. Были проведены работы по модернизации ракеты-носителя: создан новый головной обтекатель с увеличенной зоной полезной нагрузки, обеспечена возможность попутного запуска нескольких малых космических аппаратов, размещаемых на основном и нескольких разнотипных космических аппаратов одновременно.

     В середине 70-х годов заводу поручено освоить производство новой баллистической межконтинентальной ракеты морского базирования РСМ-50. Для изготовления сложных элементов конструкции на предприятии в кратчайшие сроки смонтированы специальные станки с ЧПУ, разработана новая система автоматизированного расчета, а для проверки систем изделия создана специальная контрольно-измерительная станция. Первая продукция была сдана заказчику в 1976 году. Качество работы омских ракетчиков многократно подтверждалась учебными стрельбами. Тридцать лет РСМ-50 являлась важным составляющим звеном ракетного щита нашей страны.

     В 1978 году на ПО «Полет» начались работы по организации «с нуля» серийного производства ракетных двигателей РД-170 для ракетно-космической системы «Энергия-Буран». В 1981 году выпущен макет двигателя, а в июне 1983 – первый двигатель. В общей сложности произведено около 50 двигателей. Для проведения контрольно-технологических огневых испытаний двигателей для РН «Энергии» специально был создан стенд в поселке Крутая Горка   с использованием самой современной на то время техники.

     Еще одна сфера деятельности предприятия – производство космических аппаратов (КА). За четверть века на «Полете» создано более 250 различных спутников. На ПО «Полет» производились спутники для навигационно-связной системы «Парус» (89 КА), навигационной системы «Цикада» (19 КА). Также выпущено 87 КА навигационной системы ГЛОНАСС.

     Особое место занимает разработка и выпуск КА «Надежда», основного  элемента международной спутниковой системы «КОСПАС-САРСАТ». С его помощью определяются координаты судов и самолетов, терпящих бедствие, в любом районе Земли независимо от времени года, суток и метеоусловий с точностью до 3,6 км.  С 1982 года запущено 10 КА «Надежда». За 25 лет своего существования «Надежда» помогла провести более 5700 спасательных операций, обнаружить и спасти  более 20000 человек.

     В 2009 году на ПО «Полет» разработан и изготовлен малый космический аппарат  нового поколения «Стерх», который предназначен для замены   КА «Надежда» и обеспечит дальнейшее развитие и более эффективное использование системы «КОСПАС-САРСАТ».

     В январе 2005 года был запущен  малый космический аппарат «Университетский» для исследования радиационного пояса Земли и солнечной активности. Также на орбите были выведены спутники дистанционного зондирования Земли с разрешающей способностью до 50 м, МКА для решения прикладных, научных и образовательных задач (типа «Можаец»).

     В начале 90-х годов в рамках реализации концепции конверсии оборонно-промышленного комплекса страны  на ПО «Полет» возобновлено производство самолетов.   В 1992 году на предприятии освоен выпуск многоцелевого среднемагистрального самолета  Ан-74. В декабре 1993 года Ан-74 совершил первый полет. В эксплуатацию передано  5 самолетов Ан-74. Они прекрасно проявили себя во всех регионах России, от Арктики  до высокогорных районов с жарким климатом.

    Однако в 1995-м производство этой серии было приостановлено, и в 1998-м завод освоил новый легкий многоцелевой самолет Ан-ЗТ. 24 февраля 1998 года состоялся первый полет самолета. Его отличительными особенностями являются возможность подбора посадочных площадок с воздуха, низкая скорость сваливания,  высокие прочностные качества планера, значительная дальность полета, высокие  взлетно-посадочные характеристики. Это один из немногих в мире самолетов такого класса, на котором разрешаются полеты с подбором посадочных площадок с воздуха в равнинной и холмистой местности. Самолеты Ан-3Т различных вариантов исполнения  выполняют патрульные,  сельскохозяйственные, десантные, санитарные и другие виды авиаработ. Ан-3Т – единственный в мире одномоторный самолет, который совершил беспосадочный перелет с Южного полюса до побережья Антарктиды, преодолев расстояние в 1400 км. 26 самолетов Ан-3Т были переданы заказчику.

     Совместно с АНТК им. Антонова (г.Киев, Украина) в начале 2001 года на ПО «Полет» в кратчайшие сроки был восстановлен экспериментальный образец военно-транспортного самолета XXI века Ан-70.

    

     3 февраля 2007 года Президент РФ В.В. Путин подписал указ о создании вертикально-интегрированной структуры по производству ракетно-космической и авиационной техники на базе ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» (г.Москва), в соответствии с которым к Центру им. М.В.Хруничева присоединилось 4 предприятия ракетно-космической промышленности России, в том числе и омское производственное объединение «Полет». В конце 2007 года производственное объединение «Полет» вошло в состав ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» в качестве филиала.

В настоящее время основными направлениями деятельности предприятия являются:

  • участие в реализации национального космического проекта по выпуску семейства ракет-носителей «Ангара»;
  • изготовление разгонного блока «Бриз-КМ», головного обтекателя и доработка транспортно-пусковой надставки ракет-носителей «Рокот»;
  • изготовление сборочных единиц для ракет-носителей «Протон-М».

     Принципиально новая элементная база и производственная схема изготовления, повышенные требования к качеству и точности, высокий уровень промышленной чистоты при сборке – вот характеристики всех вновь осваиваемых изделий для ракет «Протон», «Рокот», «Ангара», которые потребовали реализации на предприятии масштабной программы по реконструкции и техническому перевооружению производственных мощностей. 

 

     В 2008 году службами производственного объединения «Полет» подготовлено техническое задание на перевооружение и реконструкцию предприятия. За это время проведены масштабные работы по реконструкции кровли, созданы новые производственные корпуса, участки цехов и чистовые помещения, закуплено новое современное промышленное оборудование, широкое распространение получили безбумажные технологии производства ракетно-космической техники на основе 3D-моделей и современных станков с ЧПУ. Реконструированные помещения соответствуют всем современным требованиям по обеспечению промышленной чистоты повышенного уровня. При отделке помещений сделан акцент на использование современных стройматериалов, которые «держат» пыль и обеспечивают герметичность. По особой технологии сделаны наливные полы. Они хорошо выдерживают большую нагрузку, обладают длительным сроком эксплуатации и антистатическими свойствами.

 

     На заводских корпусах вместо старой битумной крыши на площади более 20000 квадратных метров уложена современная мембранная кровля с эффективным пенополистирольным утеплителем и гидроизоляцией из мягкой полимерной мембраны.  Это уникальная строительная технология не только для «Полета», но и всего города Омска. Срок эксплуатации такой кровли свыше 40 лет, она выдерживает температуру до минус 60 градусов, обладает высокими противопожарными характеристиками, обеспечивает качественную гидро- и теплоизоляцию. Общая конфигурация новой кровли исключает образование больших снеговых мешков, что значительно снижает нагрузку на существующие конструкции.

     По программе технического перевооружения на ПО «Полет» стало поступать новое современное оборудование, среди которого обрабатывающие центры с ЧПУ, пневмогидравлические агрегаты, электроэрозионные прошивочные станки, мобильные координатно-измерительные машины. Скорость обработки изготовления деталей на новом оборудовании в 15-20 раз выше, чем на оборудовании, которое закупалось 25 лет назад. Уже сейчас это позволяет выполнять трудоемкие операции, сократить время и затраты, уменьшить вероятность рисков брака, повысить качество выпускаемых изделий. В руководстве предприятия уверены, что «Полет» станет заводом с высоким уровнем технологического оснащения и автоматизации производства, тем самым будет восстановлен статус завода как одного из ведущих предприятий ракетно-космического профиля.

 

"ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева"
644021, г.Омск, ул. Б.Хмельницкого, 226
Факс: (3812) 39-72-40
E-mail: info.polet@khrunichev.ru