|
|
|
|
Календарь новостей
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
| | | | | | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
К 70-летию ПО "Полет": Первенец завода
03.02.2011
Завод наш под номером 166 создавался из двух эвакуированных московских авиазаводов № 156 и 81 для выпуска пикирующего бомбардировщика Ту-2, спроектированного в ОКБ А.Н. Туполева. В Омске военным летом и осенью 1941 года опытный образец нового самолета начал собираться из комплектующих, доставленных из Москвы. Параллельно шла подготовка к выпуску серии. Все это происходило в неимоверно тяжелых условиях: организовывались цеха, монтировалось эвакуированное оборудование, внедрялись новые технологии.
Самолет был цельнометаллическим, технологически очень сложным, имел в своей конструкции принципиально новые системы и агрегаты. В ноябре 1941-го завод собрал опытный образец, 15 декабря он вышел на летные испытания. В их процессе выявлялось много недоработок, самолет был очень «сырой», предварительные испытания затянулись и закончились только лишь 1 августа 1942 года.
Первые Ту-2 ушли на фронтовые испытания только в сентябре 1942 года, здесь тоже многое приходилось дорабатывать. Боевая работа Ту-2 началась 14 сентября 1942 года в составе 3-й Воздушной армии под Калинином. Новый бомбардировщик имел целый ряд преимуществ в сравнении с бомбардировщиком Пе-2, стоявшем на вооружении. Ту-2 имел на 100 км/час большую скорость, был лучше защищен, нес значительно больший запас бомб. Оснащенный двумя пушками 37-го калибра, тремя крупнокалиберными пулеметами, имел бомбовую нагрузку до 3 тонн, мог нести 12 реактивных снарядов. Дальность полета составляла 2020 км, потолок – 9000 метров. Самолет отличался повышенной живучестью. Попадал под обстрел зениток, отбивал атаки вражеских истребителей. Тем не менее потерь не было. Немецкие «мессеры» и «фоккеры» охотились за Ту-2. И был приказ экипажам Ту-2 – в случае вынужденной посадки в тылу противника самолет немедленно уничтожить. Ту-2 высоко оценили летчики, однако 7 октября 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны о прекращении выпуска Ту-2 в Омске, фронту нужны были истребители, 166-му заводу поручалось наладить выпуск Як-9.
Боевая судьба самолетов Ту-2, собранных в Омске, оказалась славной. И хотя на фронт в 1942–1943 годах попало только 63 машины (всего Ту-2 было произведено нашим заводом 80 единиц), они участвовали во всех крупных сражениях, в том числе в боях на Курской дуге. Производство Ту-2 из Омска передали в Москву на 23-й авиазавод, получивший впоследствии имя М.В. Хруничева (вот с каких пор судьба связала нас с РКЗ и ГКНПЦ).
На 23-м заводе было изготовлено более 800 грозных машин, внесших значительный вклад в разгром фашистской Германии. Тогда как Омский авиазавод № 166 приступил в 1942 году к постановке производства истребителя Як-9.
Сергей ПРОКОПЬЕВ, редактор газеты "Заводская жизнь"
Последние статьи:
|
|
|