Заговорили о долголетии. «Я потому прожил столько лет, – утверждает Силин, – никогда постоянно не курил, не травил себя этой гадостью. Только, когда отправлялись мои летчики на боевые вылеты, было трудно сдержаться. Курил в томительном ожидании. С летчиками жили одной семьей. Они относились к нам на равных, понимая, что успех их полетов напрямую зависит от нашей работы, от состояния машины».
В конце пятидесятых Хрущев категорично решил, что авиация свою роль выполнила, на первое место выходит ракетное вооружение. ВВС начали спешно сокращать. В 1959-го уволился в запас подполковник Силин. А в июле 1960-го устроился на наш завод, в 24-й цех контролером. «В нем чувствовалась военная, офицерская косточка, – вспоминает Силина заслуженный ветеран «Полета» А.Т. Комиссаров, – в выправке, в отношении к людям – уважительном, с пониманием. Рабочих называл на вы. Сам технарь до мозга костей, он и контролером был дотошным. Не проскочишь. Однако не из тех, кто найдет брак и, прежде всего, горд за себя – какой молодец! Силин не спешил обнародовать негативный факт, щадил самолюбие рабочего, но требовал устранения брака».
Арифметика такая, что двадцать шесть лет Силин служил офицером в армии и ровно столько в общей сложности (был перерыв) отдал ракетно-космическому производству. В феврале 1988 года уволился с «Полета».
«Здоровье всегда было хорошим, – признается ветеран, – и сейчас ничего не болит внутри – ни сердце, ничего, а вот ноги подводят. И слабость».
Мы с Михаилом Афанасьевичем сидим на лавочке перед подъездом, разговариваем. И думается, какая огромная жизнь у этого человека, в нее вместилось пять лет дореволюционной России, 74 года советской власти, более 20 лет России постсоветской. Родился во Владивостоке, жил в Омске, служил в Биробиджане, на Украине, Таджикистане… И как настоящий мужчина своего времени воевал, работал, растил детей, внуков… |
|