Русский
English
Deutsch
Новости Контакты Обратная связь Вакансии Карта сайта

Поиск по сайту

Искать

Календарь новостей

Месяц: Год:
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     


Самолёт Ан-3Т

Гражданская продукция

Новости

Главная » Новости


Покорители космоса

13.08.2010


- Какова статистика запусков ракеты-носителя «Протон» в последние годы?
- Если в течении 2005–2007 годов мы выполняли по 7 пусков наших ракет-носителей в год, то в 2008-м мы сделали рывок и вышли на рекордный показатель - 14 пусков. Этот результат достигался нами единственный раз в 2000 году. И примечательно, что в 2008-м мы по грузовому потоку вывели каждый третий килограмм мирового грузопотока в космос, т.е. больше 30%. В 2009 году мы установили рекорд по запускам: запустили 15 ракет-носителей пяти различных типов. Это уникальное достижение.
На мировом рынке запусков, если взять пятигодовую программу, мы занимаем 26% мирового рынка запусков по грузопотоку - т. е. четверть мирового рынка запусков по грузопотоку осуществляется ракетами-носителями ГКНПЦ.
После нашей последней неудачи в течение 22 месяцев мы успешно запустили 23 ракеты-носителя «Протон». Это тоже своеобразный рекорд - мы никогда не добивались таких результатов.
По состоянию на 1 августа 2010 года осуществлено 9 пусков ракет-носителей производства ГКНПЦ имени М.В. Хруничева.
7 пусков ракет-носителей «Протон», в результате которых на орбиту были выведены 9 космических аппаратов: 5 космических аппаратов «Intelsat-16», «Echostar-14», «AMC-4R» (SES-1), «Arabsat-5B» (BADR-5), «Echostar-15» в интересах иностранного заказчика; 3 космических аппарата «Глонасс» в интересах развертывания одноименной спутниковой группировки; 1 космический аппарат в интересах Министерства обороны РФ; 1 пуск ракеты-носителя «Рокот», в результате которого на орбиту выведен японский космический аппарат «Servis-2»; 1 пуск ракеты-носителя «Космос-3М», в результате которого на орбиту был выведен космический аппарат в интересах Министерства обороны. В настоящее время на космодроме Байконур идет подготовка к запланированному на сентябрь запуску с помощью ракеты-носителя «Протон-М» космических аппаратов «Глонасс».
Планируется, что в 2010–2015 годах мы выйдем на показатель 19-20 пусков в год. Все это потребует колоссальных усилий, большой производственной и организационно-технической подготовки.


- Каковы на сегодня тенденции по интегрированию структур в ГКНПЦ имени Хруничева?
- Производственное объединение «Полет», вошедшее в наш состав, - это ракетный завод с очень богатыми традициями, высококвалифицированным персоналом, который в свое время практически полностью потерял государственный заказ. Если бы мы его не присоединили к себе, он был бы однозначно банкротом. А после присоединения он нам очень помог, т. к. огромный объем работ ракетно-космического завода в Москве был передан именно на «Полет». Причем передан достаточно безболезненно, потому что там был подготовленный персонал, и благодаря тому что мы получили дополнительные производственные мощности этого предприятия, мы смогли поднять объемы производства ракеты-носителя «Протон». Поэтому этот завод в Омске является вторым ракетным заводом центра и осуществляет исключительно полезную деятельность для его существования.
Следующее предприятие, вошедшее в наш состав, - ОАО «Протон – Пермские моторы» (ОАО «Протон-ПМ»). Это предприятие для нас знаковое, т. к. выпускает двигатели первой ступени ракеты-носителя «Протон», и в перспективе планируется часть двигателей РД-191 делать на этом предприятии. При помощи ВТБ, лично А.Л. Костина - председателя правления банка, нам удалось приобрести контрольный пакет акций этого предприятия. Сейчас у ГКНПЦ почти 98% акций, т.е. предприятие практически полностью принадлежит нам и, надо отдать должное, отвечает взаимностью с точки зрения объема производства.
ФГУП « Воронежский механический завод» - тоже знаковое предприятие для отрасли, которое находилось в чрезвычайном финансовом положении. ВМЗ осуществляет изготовление двигателей для второй и третьей ступени ракеты-носителя «Протон», для третьей ступени РН «Союз» и двигателя для разгонного блока РН «Зенит».
ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» находится на одной площадке с ВМЗ и в течение многих лет связано производственной и конструкторской деятельностью.
ФГУП «Конструкторское бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева» делает двигатели для разгонного блока «Бриз». Там также была тяжелая ситуация с точки зрения объемов производства. Мы на руководящие посты назначили своих сильных менеджеров, и им удалось при помощи средств ГКНПЦ осуществить за 2,5 года повышение объемов производства изделий в 2,5 раза.
Присоединив эти предприятия, мы закончили первый этап формирования нашей интегрированной структуры. Причем результаты этой интеграции привели к следующему. Если раньше центр делал для РН «Протон» и РБ «Бриз» собственными силами всего 30% собственного объема, то сейчас после присоединения производителей двигателей мы стали делать 65% от общей стоимости изделия. Тем самым, полностью осуществили по наиболее сложным составным частям независимость от возможных конъюнктурных решений менеджеров других предприятий. Это очень важно. Это позволило нам подняться с производства 6 ракет в год до 11 в прошлом году и до 12-13 в следующем.
Вот вам пример эффективной интегрированной структуры. Все основные смежники, которые являются главными звеньями в технологии производства, оказались в едином производственном цикле при едином руководстве.
Теперь хотел бы сказать, во что это обошлось Центру Хруничева. В сумму входят долги по кредитам, по налогам и т.д. В общей сложности основные платежи были проведены до середины прошлого года. Центром Хруничева 10,5 млрд. ру. были направлены на то, чтобы обеспечить нормальное функционирование присоединенных предприятий, нормальное производство ракеты-носителя «Протон».

 

- Каковы объемы производства вашего предприятия сегодня?
- По сравнению с 2005 годом почти в 2,6 раза мы подняли объемы производства, а в объеме реализации продукции - более чем в 3 раза.
Если в 2005 году мы делали 11 изделий ракетно-космической техники различного типа (ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов), то в 2009 году – 25 изделий. 30 изделий намечены на 2010 год, то есть мы планируем и дальше увеличивать объемы производства.

 

- Как развивается коммерческая деятельность центра?
- В общей сложности мы имеем дело с 45 иностранными фирмами из 22 стран мира.
К примеру, возьмем 2005 год. Мы получили 198 млн. долл. по коммерческим запускам. В 2009-м - уже 584 млн. долл. Именно эти средства от коммерческой деятельности позволили нам вкладывать средства в присоединенные предприятия. Если бы не было такого увеличения потока, то не было бы и интегрированной структуры.
Начиная с 1994 года 4,3 млрд. долл. были принесены стране ракетой-носителем «Протон». Не только Центру Хруничева, а всей стране, так как ракета делается не одним предприятием.
В 2011 году, при наличии имеющихся контрактов, мы достигнем рубежа в 6 млрд. долл. А если взять и другие международные программы, то в общей сложности мы переходим на цифру принесенных доходов в более чем 6 млрд. долл. самой высокотехнологичной продукции.


- Как на предприятии проводится техническое перевооружение?
- Для нас вопрос технического перевооружения является вопросом жизни или смерти. Мы с 2006 года, несмотря на все трудности, связанные с интеграцией, начали из своих собственных средств заказывать новые станки, технологические центры. И в 2006 - 2009 годах мы истратили своих собственных средств 2,6 млрд. руб.
В течение двух лет мы убеждали правительство, что нам нельзя делать «Ангару» на старом оборудовании, и нам было выделено по программе ОПК 9,4 млрд. руб. Из них мы в прошлом году получили 3,2 млрд. В результате, истратив почти 6 млрд. руб. собственных и государственных средств, нам удалось приобрести 4.147 единиц оборудования, которые достаточно равномерно распределены между всеми предприятиями, входящими в состав ГКНПЦ.


- Расскажите о новом ракетно-космическом комплексе «Ангара».
- По поводу «Ангары» достаточно много говорят, например, что это «замороженная стройка века», что прошло семнадцать лет, а ракета до сих пор на испытания не вышла. Все это, конечно, с одной стороны, правда, а с другой стороны - чистое лукавство. Да, действительно документы были подписаны в 1993-м, в 1995-м вышло постановление правительства. В 2005 году мы обязаны были запустить «Ангару» с космодрома Плесецк. Но я вам раскрою маленькую тайну: к тому моменту, когда мы должны были выходить на завершающие стадии испытаний, нам было выделено ни много ни мало 17% общего объема финансирования.
Когда наконец-то пошли нормальные деньги от государства и нашего заказчика - Министерства обороны, значительно быстрее стали реализовываться все основные этапы опытно-конструкторской работы по созданию проекта «Ангара». В течение последних 5 лет, к концу 2009 года, мы вышли практически по всем показателям на 90, 95–97%. Когда появляются финансовые ресурсы, то при нормальном научно-техническом потенциале головного разработчика можно сделать достаточно быстро большой сложности ракетно-космический комплекс. Я думаю, что ракетно-космический комплекс «Ангара», наверное, после «Энергии» и «Бурана» является самым большим и серьезным успехом России за последние 20 с лишним лет.
Автономные испытания у нас проведены на 97%, комплексные испытания сборок и отсеков ракеты-носителя к первому кварталу 2011 года планируем завершить. Есть понимание, что это будет сделано.
Разработка маршевого двигателя РД-191. Всегда при создании космических ракетных комплексов создание двигателей является наиболее сложной научно-технической задачей и более длительной. Мы практически наработали уже около 25 тысяч секунд, вышли на межведомственные испытания, и выполнение работы можно оценить как 99%.
Разработка маршевого двигателя РД-0124А. Здесь мы наработали с учетом того, что он работает как на «Союз-2» (РД-0124), так и у нас на «Ангаре», уже около 35 тысяч секунд. РД-0124 уже трижды был использован при стартах РН «Союз-2», таким образом, проведены на нем летные испытания. Выполнение работ по двигателю можно оценить в 94%.
Объем выполненных работ по отработке системы управления оцениваются в 93%.


- Что можно сказать об изготовлении и монтаже наземного технологического оборудования?
- К сожалению, когда мы подписывали контракт, у нас были индексы-дефляторы Министерства обороны, которые не соответствовали индексам-дефляторам МЭРТ, а индексы-дефляторы МЭРТ не соответствовали реальному состоянию жизни. В результате этого образовался дефицит финансовых средств на ОКР. И весь дефицит вылился в то, что мы никак не можем до конца осуществить заказ части необходимого оборудования, которое нужно в Плесецке.
Меня все спрашивают, когда будут летные испытания. Летные испытания будут через два с половиной года после получения дополнительных средств.
В настоящий момент распоряжением правительства средства выделены. Будем ждать, если поправка в бюджет пройдет по результатам чтений в Госдуме, то, надеемся, еньги будут получены в этом году. Тогда с началом 2013 года выходим на летные испытания.
Фактически можно сказать, что мы начали летные испытания комплекса «Ангара» в составе ее первой, самой сложной ступени в составе южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1. И начали неплохо. С первого раза.


- До выделения дополнительных бюджетных средств удастся ли сохранить ту техническую инфраструктуру, которая уже создана на космодроме Плесецк?
- Работа на 35-й площадке космодрома как велась, так и ведется. Строители там работают вовсю. Там сейчас 1.500 строителей. Им выделены на этот год средства, причем часть тех денег, которые не были выделены в прошлом году. У меня нет никаких сомнений в том, что не только удастся сохранить, но мы еще ближе продвинемся к началу летных испытаний. На этот год намечена большая программа. Она будет выполнена.


- Расскажите о конкурентных преимуществах «Ангары».
- У нее есть два колоссальных преимущества, которые были заложены в основу создания этой машины: во-первых, вместо целого космодрома, для «Ангары» создается один стартовый комплекс, с которого будут летать все модификации «Ангары»: легкая «Ангара-1-2» - 3,7 тонны на опорной орбите, средняя «Ангара-3» - 14,6 тонны, тяжелая «Ангара-5» - 24 тонны. Этими ракетами закрывается весь диапазон грузов, необходимых к выведению на сегодняшний день. Кроме того, мы сделали «Ангару-7», которая может выводить 35-40 тонн. Таким образом, с одного старта можно работать до 40 тонн.
Второе преимущество «Ангары» - все ракеты «Ангара» делаются из двух элементов: универсальный ракетный модуль УРМ-1 и УРМ-2. Из них набирается любая машина. Это очень важно особенно для производства, для постановки этих модулей на серию. Мы получаем высокую степень серийности, а соответственно - дешевизну производства и надежность. Эти два преимущества делают «Ангару» самой современной. По нашему пути пошел Китай: тоже создает свою «Ангару», правда, она по-другому называется. У него будет пять модулей, но зато девять модификаций машины.


- Может ли «Ангара» выводить КА в дальний космос?
- Для Луны «Ангара-7» может пригодиться. На мой взгляд, для марсианской программы нужно делать сверхтяжелую ракету-носитель. Это должен быть носитель тяжелее, чем «Энергия». «Ангара» может быть прообразом будущего носителя, но не как машина, которая полетит на Марс, так как сверхтяжелая ракета - это новый старт, новая «техника», это совсем другие масштабы. Но это только мое мнение.


 - Вы много рассказали о конкурентных преимуществах «Ангары». А пакет заказов на запуск с помощью этого носителя есть?
 - Перед тем как создавать любой комплекс, обязательно проводится военно-техническая экспертиза комплекса с точки зрения его полезности для того или иного ведомства. Естественно, есть такая программа и для создаваемой «Ангары». Россия будет первой страной, которая запустит с помощью нового носителя космический аппарат. И им будет космический аппарат в интересах Министерства обороны.

 

По материалам сайта газеты "Красная звезда"



Последние статьи:

24.09.2024Виталий Хоценко вручил машиностроителям государственные награды федерального и регионального значения
17.09.2024С космодрома Плесецк стартовала ракета-носитель «Ангара-1.2»
17.09.2024Поздравление генерального директора АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" А.Г. Варочко с успешным пуском ракеты-носителя «Ангара-1.2»
02.09.2024В Омске открылся инженерный лицей
24.07.2024С днём рождения, любимый "Полёт"!
02.07.2024«Ангара» станет средством выведения модулей РОС
07.05.2024С Днём Победы!
12.04.202412 АПРЕЛЯ — ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ
11.04.2024Ракета «Ангара-А5» впервые стартовала с космодрома Восточный
09.04.2024Первая ракета-носитель «Ангара-А5» космодрома Восточный допущена к пуску

Новости

24.09.2024
Виталий Хоценко вручил машиностроителям государственные награды федерального и регионального значения

17.09.2024
С космодрома Плесецк стартовала ракета-носитель «Ангара-1.2»

17.09.2024
Поздравление генерального директора АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" А.Г. Варочко с успешным пуском ракеты-носителя «Ангара-1.2»


Правительственные награды

Орден ЛенинаОрден Трудового Красного ЗнамениОрден Октябрьской революции

ГКНПЦ
имени М.В. Хруничева
Государственная корпорация по космической деятельности
Министерство
обороны РФ
Разработка сайта
Дизайн-студия "RayStudio"
"ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева"
644021, г.Омск, ул. Б.Хмельницкого, 226
Факс: (3812) 39-72-40
E-mail: info.polet@khrunichev.ru