К 70-летию ПО "Полет": Ту-104 – первый реактивный пассажирский
17.05.2011
Самолёт Ту-104 – первый советский реактивный пассажирский авиалайнер. С двумя турбореактивными двигателями он предназначался для перевозки пассажиров, багажа и почты на основных магистралях воздушных линий СССР и на международных воздушных линиях.
На Омском авиационном заводе внедрение в серию Ту-104 начато в январе 1955 года. Первый испытательный полет состоялся 3 августа 1956 года с взлётно-посадочной полосы, расположенной на месте нынешнего Космического проспекта. Пилотировали новую «тушку» летчики-испытатели Ю.Т. Алашеев и Е.Л. Панченко.
При освоении самолёта бригады заводских специалистов ездили в Москву, работали бок о бок со специалистами-туполевцами. Ветеран завода (и, кстати, воин Великой Отечественной) Анатолий Борисович Силин вспоминает, как был в такой командировке с группой плазовиков 23 цеха. Работать приходилось напряжённо, нередко засиживались за полночь. И тогда к ним мог приехать А.Н. Туполев с бутербродами и другой снедью. Он с особой симпатией относился к омичам. Уважением к сибирякам проникся в первый год войны, когда на 166-м авиазаводе запускался в серийное производство технологически крайне сложный по тем временам Ту-2.
За короткий период в серию был запущен и омский Ту-104. Окончательную сборку первого авиалайнера пришлось заканчивать под открытым небом, так как корпус сборочного цеха ещё строился.
Как вспоминают ветераны объединения, когда заводу был поручен выпуск Ту-104, директор Б.П. Еленевич, прекрасно понимая, насколько необходимо безупречное качество изготовления пассажирского авиалайнера, мобилизовал в службу технического контроля лучших специалистов. Он обратился с программной речью к подчинённым, призвал поставить во главу угла на всех этапах изготовления самолёта жёсткий контроль качества. Благодаря кардинальной реорганизации службы технического контроля, приходу в неё новых людей, случаи производственных дефектов были сведены к минимуму.
Омский Ту-104 надёжно работал на внутренних и международных авиалиниях. За период с 1955 по 1960 годы на нашем заводе было собрано 61 воздушное судно Ту-104.
Ту-104 – моноплан с низко расположенным стреловидным крылом, стреловидным оперением и трехколесным шасси, с двумя мотогондолами для установки двигателей.
Основные характеристики ТУ-104: число экипажа – 6 человек; число пассажиров – 70; количество двигателей и тип двигателей – 2, РД-3М; дальность полета – 3125 км при взлетной массе 74 000 кг; запасе топлива 24 350 кг, коммерческом грузе 8000 кг; крейсерская скорость – 775–800 км/час; практический потолок – 10 000–12 000 м.
Сергей ПРОКОПЬЕВ, редактор газеты "Заводская жизнь"
Последние статьи:
|